- - - - - - - - - - - - - - - -

НОВОСТИ МУЗЕЯ

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Информация о музее

- - - - - - - - - - - - - - - -


- - - - - - - - - - - - - - - -

Залы музея

- - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - -

К 75-летию Победы

- - - - - - - - - - - - - - - -


- - - - - - - - - - - - - - - -

Метрические книги

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Наши работы

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Наши «изюминки»

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Наши конкурсы

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Книга отзывов

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

СМИ о музее

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Наши награды

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Партнеры и помощники

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Народные умельцы
холуницкой земли 

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Исторические закладки

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Памятные даты

- - - - - - - - - - - - - - - -


- - - - - - - - - - - - - - - -

Экскурсия по району

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Анкета оценки оказания услуг

- - - - - - - - - - - - - - - -

 

karta-rayona

 

 

Отзывы о ресторанах, кафе, пиццериях Кирова. лучшие кафе города

Пламенный мотор

Пламенный мотор

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

В преддверии празднования 75-летнего юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне зал Воинской Славы Белохолуницкого краеведческого музея пополнился новым экспонатом – цилиндром от мотора самолета истребителя И-Z.

 

001

 

В предвоенные годы советские инженеры и конструкторы, работавшие в области авиации, выполняли задание Коммунистической партии и Советского правительства по созданию новых образцов авиационной техники, строили военные и гражданские самолеты, совершенствовали авиационные двигатели.

Летом 1930 года Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с (76-мм) динамо - реактивными авиационными пушками (АПК-4).

Истребитель получил загадочное название Z. Это был подкосный низкоплан, в котором передняя часть фюзеляжа с двигателем и кабиной была аналогична созданному ранее истребителю И-5. Но все остальное выглядело иначе. Хвостовая часть фюзеляжа овального сечения имела высокий киль и горизонтальное оперение с подкосом. Крыло эллипсовидное с полотняной обшивкой по форме напоминало крыло бабочки.

  

Однажды на завод приехал руководитель Советского государства И.В. Сталин, чтобы осмотреть опытное производство. Иосиф Виссарионович сел в кабину истребителя, спрашивал о назначении тех или иных рычагов. Он потянул за рычаг механизма перезарядки пушек, а механизм, как назло, не сработал. Конструктор Григорович был очень смущен и расстроен. Но вскоре, несмотря на произошедший конфуз, истребитель И-Z поднялся в воздух.

Выводы Научно Исследовательского Института Военно-Воздушных Сил были таковы: «несмотря на имеющиеся дефекты, считать, что системы АПК-4 могут быть допущены на войсковые испытания». В течение 1933 г. в Москве было построено 22 машины.

В войсковой части 1692, где служил уроженец Белой Холуницы Н.М. Сомов,

согласно приказу была сформирована отдельная истребительная авиационная эскадрилья для разработки тактики и использования истребителей И-Z. Николай Матвеевич вошел в её состав.

Сомов летчиком был отличным. Об этом говорят слова характеристик, об этом же свидетельствует факт его участия в Первомайском параде над Красной площадью в Москве.

Опыт передовых авиаторов быстро внедрялся в боевую подготовку всего летного состава. Вместе с совершенствованием способов воздушного боя летчики добивались групповой слетанности, умения летать на больших высотах.

Проведенные войсковые испытания в воздухе выявили некоторые сложности. При минимальной скорости полета после залпа из-за сильного отсоса воздуха отлетали части крыла и фюзеляжа.

Трагедия в ясном небе Подмосковья произошла 7 мая 1934 год. Полётное задание подходило к концу. Ещё одна фигура высшего пилотажа и на посадку, но с машиной что-то случилось, и она, не выйдя из штопора, рухнула на деревья…

В некрологе друзья по крылатому строю писали: «…В результате аварии трагически погиб на боевом посту молодой, энергичный летчик, герой авиации Николай Матвеевич Сомов»…

В Москву вместе с родственниками выехала делегация рабочих Белохолуницкого завода. Тело летчика предали кремации, а урну с прахом, помещённую в цилиндр от самолета, на котором лётчик совершил свой последний полёт, доставили на родину.

6 июня 1934 года многолюдная траурная процессия проследовала от здания завкома по улице Ленина, по плотине в заречный сад «Динамо». Здесь на берегу реки был сооружен памятник Н.М. Сомову, в основание которого была заложена урна с прахом.

 

Прошли годы парк имени Олега Кошевого (бывший парк «Динамо») стал застраиваться. Памятник Сомову оказался на хозяйственном дворе первой школы и детского сада №3, скрытым от всеобщего обозрения. Районное отделение общества охраны памятников истории и культуры вышло с ходатайством перед исполкомом городского совета о переносе памятника Сомову. Учтя пожелания общественности, рабочих завода, родственников, было решено перенести урну с прахом и установить новый памятник в сквер на улице Глазырина («между Домом Советов и зданием городского Совета»).

14 августа 1975 года состоялся митинг, посвященный открытию памятника «Слава советским лётчикам» и перезахоронению урны с прахом летчика-испытателя Николая Матвеевича Сомова, погибшего при выполнении служебного задания.

 

Цилиндр от мотора самолета истребителя И-Z стал музейным экспонатом, рассказывающим об одном из первых холуницких летчиков и об истории отечественного самолётостроения.

 

Впоследствии Григорович на базе самолета И-Z создал еще несколько проектов истребителей под общим названием «Пушечный истребитель».

Во время Второй мировой войны специализация боевых самолетов всех классов стала более выраженной: дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились ночные истребители. Одним из главных факторов Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение их производства, а также замечательные лётчики-асы.

 

Вспомни тех, что ушли

В свой последний поход,

Чей в горящей пыли

Оборвался полет...

Белых звезд водопад

Перед ними померк,

Но прощальный их взгляд

Был не вниз, а наверх!

 

Честь и хвала смелым людям, которые отдали свой долг Родине не жалея себя!

Давайте будем гордиться Николаем Сомовым, помнить об одном из тех, кто закладывал фундамент воздушной мощи нашей страны.

Елена Андреева



На главную Написать письмо Добавить в избранное

Адрес музея: г. Белая Холуница, ул. Усатовой д. 2,
Телефон: 8 (83364) 4-30-84.  Напишите нам:  bhmuzey@mail.ru